Испанский стыд

Валерий Доронин

В Советском суде Томска продолжается рассмотрение уголовного дела в отношении Ивана Кляйна

   
   

В современном молодежном сленге есть такое понятие - «кринж» или испанский стыд. Но географическая принадлежность здесь никакой роли не играет. Это стыд, неловкость, но не за себя, а за другого.  И большинство здравомыслящих томичей сегодня, наверное, испытывает именно это чувство, читая хроники из зала суда, где продолжается слушание второго дела в отношении экс-мэра Томска Ивана Кляйна.

Дело это возникло по факту текущего ремонта улицы Большой Подгорной, который был выполнен в 2019 году компанией «Братство». Ранее его уже окрестили делом о 2 миллиметрах. Напомним, почему.

Большая Подгорная была построена 30 лет назад и за все это время на ней лишь латали отдельные ямы. В 2019 году томские власти включили эту улицу в план ремонта в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Конкурс выиграло ООО «Братство». Подрядчик приступил к работе. Качество выполнения контролировали сотрудники отраслевого департамента и муниципального «Центра технического надзора».

Сотрудники «ЦТН» нашли ряд нарушений и выдали подрядчику предписание их устранить. В частности, там фигурировало требование уложить слои дорожной одежды с соблюдением норматива продольной ровности 2,6 мм, предусмотренного сводом правил СП 78.13330.2012.  Подрядчик настаивал на том, что это невозможно. Данный норматив предусмотрен для капитального ремонта и строительства дорог, когда ремонтируется в том числе основание дороги. С «Братством» же был заключен контракт на текущий ремонт, предполагающий замену верхних слоев дорожного покрытия. Поэтому подрядчик руководствовался ГОСТом Р 50597-2017, который допускает продольную ровность в 5-6 мм.

Иван Кляйн в машине УФСИН. Фото: Валерий Доронин

Разница в этих миллиметрах и легла впоследствии в основу уголовного дела против мэра Ивана Кляйна, начальника департамента дорожной деятельности благоустройства и транспорта Сергея Аушева и проректора по АХУ ТГАСУ Артема Рышкова. 

Ивана Кляйна обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями (ч.3. ст. 33, ч.2 ст. 285 УК РФ). По версии следствия, именно он дал указание бывшему начальнику департамента дорожной деятельности и благоустройства Администрации Томска Сергею Аушеву принять работы по ремонту дорожного полотна на ул. Большая Подгорная, которые были выполнены в 2019 году с нарушениями. Тот, в свою очередь, привлек к приемке Артема Рышкова. Работы были приняты муниципалитетом и оплачены. Тем самым были якобы нарушены права рядовых томичей, то есть нас с вами и нанесен ущерб городскому бюджету в размере 74 146 616, 40 рублей.

   
   

А был ли ущерб?

Автомобильная дорога по улице Большая Подгорная эксплуатируется до сих пор. Если по логике обвинения ремонт выполнен некачественно, почему её эксплуатация не запрещена? Почему предписаний о том, чтобы устранить дефекты или провести повторный ремонт ни прокуратура, ни ГИБДД в муниципалитет не направляли? Дорога эксплуатируется, каждый день по ней проезжают тысячи личных автомобилей, курсирует маршрут автобусного транспорта.

«За последние годы Большая Подгорная несколько раз обследовалась (в том числе, в 2022 году, через три года после окончания ее ремонта). Но и сегодня ее нормативность на 95% соответствует требованиям ГОСТа. -  говорит адвокат Марина Вихлянцева.  – При этом обвинение настаивает на том, что бюджету принесен ущерб в размере 74 146 616, 40 рублей. А это весь объем средств, перечисленных за проведенный ремонт».

Для сравнения в деле руководителя «Братства» Роберта Григоряна, по которому уже вынесен приговор, были выявлены нарушения на 6 миллионов 222 тысячи рублей. То есть суд уже установил, что большая часть работ выполнена и была оплачена законно.  Почему тогда мэру вменяют нанесение ущерба городу на всю сумму контракта?

Сенсации не случилось

Фото: В интернете появилась видеозапись допроса Малышевой

На этой неделе в суде случился казус, который журналисты и блогеры поначалу окрестили сенсацией. Представитель потерпевшей стороны, сотрудница департамента правового обеспечения Администрации Томска Евгения Малышева заявила, что муниципалитет не может согласиться с размером ущерба, указанного в обвинительном заключении:

 - Присутствуя на судебных заседаниях, я полагаю, что никакого ущерба Иван Григорьевич не причинял…Иск, предъявленный обвинением в интересах муниципального образования, на 74 миллиона рублей в рамках настоящего дела мы не поддерживаем, - уточнила Малышева. 

- Согласована ли данная позиция о том, что Иван Кляйн не причинял ущерба городу Томску с вашим руководством? – уточнил прокурор.

- Позиция согласована, в том числе с действующим мэром Томска Дмитрием Махиней, - ответил свидетель.

- Не бережет себя Ваш начальник!, - сказал в перерыве прокурор, обращаясь к Евгении Малышевой. Эту фразу услышали и журналисты, и другие участники процесса.

СМИ и блогеры Томска тут же окрестили случившееся сенсацией, отметив, что наконец-то нашелся смельчак в томской политике, который решил поставить точку в этом абсурдном процессе. В адрес нового мэра Дмитрия Махини полетели слова поддержки и благодарности от всех, кто переживает за судьбу Ивана Кляйна.

Но уже на следующий день позиция изменилась на 180 градусов. Заявление Евгении Малышевой было названо неправомочным.  Поскольку она пришла на процесс, находясь якобы в отпуске, да и озвученная ей позиция с мэром согласована не была.

 Можете представить, что юрист и бывший прокурор могла допустить такой пример непрофессионализма? А еще то, что сотрудники мэрии в свой отпуск посещают судебные заседания?

Так что такого произошло за один день, что позиция властей изменилась на противоположную? По версии телеграм-канала «Милый Томск», поздним вечером того же дня, когда состоялось слушание в суде, в департаменте правового обеспечения прошли обыски и выемка документов.  

5 декабря на сайте мэрии выложили распоряжение об отмене доверенности № 7996 от 23.10.2023, выданной Евгении Малышевой для представительства интересов мэра Томска и администрации города перед третьими лицами.

Сколько людей еще пострадает в этой абсурдной попытке «потопить» Ивана Кляйна?

Полина Андреева