Фуры не пройдут. Томскому бизнесу закрывают дорогу?

Владимир Сухушин / Из личного архива

Более десяти предприятий в Кировском районе города Томска, в том числе, Завод точной механики, «Томплит», «Канцлер» и электроподстанция, питающая несколько посёлков в этом районе города, оказались на грани закрытия, так как единственную дорогу (проезд), ведущую к этим предприятиям, власти города собираются закрыть и снять с обслуживания.  

   
   

Бизнес-кластер, который много лет базировался на Коларовском тракте, сейчас это район кольца автотранспортной развязки с железнодорожной веткой Тайга – Томск, может быть отрезан от тракта из-за планов строительства в 2023 году малого транспортного кольца. К зданиям, которые расположены не вдоль Коларовского тракта, а внутри промышленного района (земельный участок 41 тыс. кв. м), проезд будет перекрыт, так как он не включён в схему строительства. Схема малого транспортного кольца, со слов должностных лиц городской администрации, уже готова и утверждена на федеральном уровне.

Действующий сегодня проезд в новой транспортной схеме отсутствует. Для представителей бизнеса, работающих на данной территории, эта новость оказалась неприятным сюрпризом. Очевидно, что если здесь не будет проезда, не будет и бизнес-жизни. Транспортная изоляция убьёт сразу несколько промышленных предприятий, ежегодно пополняющих налогами томскую казну на сумму более 110 млн рублей.  

Перекроем без огласки? 

О том, что в 2023 году проезд к офисам, а главное, к промышленным цехам и складам предприятий перекроют, предприниматели узнали из СМИ. По словам представителя компании «Сибаз» Владимира Сухушина, решение об утверждении схемы строительства органы местной власти, скорее всего, принимали кулуарно. Не было ни публичных слушаний, ни общественных обсуждений, ни уведомления собственников бизнеса, а меж тем речь идёт о предприятиях промышленного комплекса, в том числе, занимающихся прикладной наукой и машиностроением, обеспечивающих уникальным оборудованием горнодобывающую отрасль Российской Федерации. 

Фото: Из личного архива/ Владимир Сухушин

«Ещё 2 ноября 2021 года мы обратились в департамент архитектуры и градостроительства администрации Томской области с просьбой рассмотреть возможность внести изменения в проект. Представители комитета по архитектуре и градостроительству заверили нас, что внести изменения в проект схемы дороги можно даже на стадии строительства. С тем же вопросом мы обратились в департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области, который курирует «Томскавтодор» – заказчика строительства. В январе 2022 года от органа власти субъекта РФ получен ответ – внести изменения в проект строительства малого транспортного кольца невозможно, так как при согласовании проекта «Томскэкспертиза» отказала заказчику «Томскавтодор», и тот в свою очередь сообщил результат переписки в департамент транспорта», – рассказывает Владимир Сухушин. 

Владимир Сухушин поясняет, что бизнесменам предложили в будущем пользоваться съездом, который сегодня используют два предприятия, осуществляющие деятельность в зданиях, расположенных вдоль Коларовского тракта и, что важно, имеющие входы/выходы на прилегающий к Коларовскому тракту соседний земельный участок (установлен сервитут для подъезда к зданиям), притом что указанный съезд не позволяет проехать к зданиям, которые расположены внутри промышленной зоны (склады, цеха) и которые не имеют входов/выходов на земельный участок с сервитутом. Обустроенные внутри промышленной зоны пешеходные дорожки шириной не более трёх метров можно использовать максимум для проезда легковых автомобилей, о движении по таким «дорогам» грузовых автомобилей (перевозки осуществляются, как правило, фурами) речи идти не может. То есть, результат всё тот же – большая часть предприятий в этой промышленной зоне не сможет работать после закрытия существующего проезда из-за строительства малого транспортного кольца.  

Исчезновение проезда, о котором идёт речь, ставит под угрозу не только местный бизнес, но и, возможно, пожарную безопасность всех близлежащих объектов, в том числе, природных – лесных насаждений. Ведь на земельном участке в зоне перекрытия дороги находится пожарный водоём с обустроенными пожарными гидрантами и помпой. По закону доступ к нему должен быть круглосуточным, круглогодичным, а главное – «сквозным», с возможностью подъезда к водоёму с любой стороны земельного участка. По съезду с соседнего участка с сервитутом и по «дорогам» внутри промышленной зоны машины огнеборцев, в случае пожара, просто не пройдут, заверяет Владимир Сухушин. И добавляет, что заинтересованные в сохранении проезда предприниматели уже написали коллективное обращение в Управление МЧС Томской области с просьбой проверить законность утверждённой схемы новой дороги. Ждут ответа. 

   
   

Обесточат два посёлка? 

Ещё одно письмо направлено энергетикам. По мнению бизнесменов, перекрытие проезда может оставить без света сразу два населённых пункта. Дело в том, что в 2021 году на обозначенном участке была построена электроподстанция «Горсети». Она обслуживает посёлки Ключи, Зональную станцию и, собственно, сам бизнес-кластер.  

Руководители предприятий кластера уверены, что стратегически верно было бы оставить старый проезд либо построить новый параллельно Коларовскому тракту с выездом на улицу Континентальную, логистика перевозок к предприятиям усложнится, но будет существовать. Своё видение решения создавшейся транспортной проблемы предприниматели изложили сразу в нескольких письмах уполномоченным чиновникам города и региона. В том числе предприниматели письменно обратились напрямую к губернатору Сергею Жвачкину и исполняющему обязанности мэра Томска Михаилу Ратнеру. «АиФ – Томск» будет следить за развитием ситуации. 

Стук в глухую дверь  

Примечательно, что организации сделали запрос в департамент транспорта Томской области с просьбой предоставить им проектную документацию для ознакомления, изучения, анализа. Получили от исполнителей запроса категорический отказ. Дело и впрямь нешуточное. Речь о рабочих местах – в местных компаниях трудятся более 300 человек. В условиях, когда российскому бизнесу ставится задача по 100% импортозамещению, мешать этому бизнесу спокойно работать как минимум нелогично. Однако пока конструктивного решения, которое удовлетворило бы стороны конфликта, не найдено.  

«И если в ближайшее время ситуация с проектом схемы малого транспортного кольца не разрешится, – комментирует Владимир Сухушин, – мы будем вынуждены реализовать свои права на судебную защиту».