Дело Кляйна. Защита арестованного мэра Томска показала весь текст обвинения

Адвокаты Ивана Кляйна 24 ноября в своем Telegram-канале опубликовали полный текст обвинения, которое предъявили мэру Томска. Защита чиновника считает, что уголовное дело «притянуто за уши» и еще раз подчеркнули, что Иван Кляйн не виновен и всегда действовал в интересах жителей города.
Какие аргументы приводит обвинение и чем отвечает сторона защиты?

   
   

«Совершил тяжкое преступление против государственной власти»

В опубликованном постановлении от 13 ноября говорится, что мэр Томска как высшее должностное лицо с июня 2016 года по январь 2017 года, действовал «умышленно из корыстных побуждений, в своих личных интересах и интересах ОАО «Томское пиво», одним из акционеров которого он является» (51, 0211 % акций переданы в оперативное управление жены Галины Кляйн), и совершил «тяжкое преступление против государственной власти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления».

По данным следствия, 29 июня 2016 года Ринат Аминов, который является собственником земельного участка по ул. Мокрушина, 11/1 в Томске, обратился в комиссию по землепользованию и застройке при мэрии. Он попросил изменить на указанный участок вид территориальной зоны П-4 (зона производственно-коммунальных объектов ГУ-У классов вредности) на зону ОЖ (зона общественно-жилого назначения). Комиссия рассмотрела заявление и рекомендовала подготовить проект изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки Томска. Чиновники из администрации подготовили документы и передали их Ивану Кляйну на подпись.

«В свою очередь Кляйн И.Г. в 2016 году ... действуя умышленно, из корыстных побуждений, в своих интересах и интересах ОАО «Томское пиво», достоверно зная о том, что земельный участок, принадлежащий Аминову Р.Х., граничит с участком по ул. Мокрушина, 9, на котором осуществляет деятельность ОАО «Томское пиво», а изменение вида использования земельного участка Аминова Р.Х. не позволит ОАО «Томское пиво» осуществлять производственную деятельность на вышеуказанном объекте, будучи осведомленным о том, что в отношении данного участка санитарно-защитная зона не устанавливалась, в отсутствие заключения управления Роспотребнадзора по Томской области, дал заведомо незаконное указание начальнику департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Томска Подгорной А.А. внести недостоверные сведения о наличии 300 метровой СЗЗ в отношении объекта по ул. Мокрушина, 9 в геоинформационную систему «ГеоКад» и подготовить на этом основании постановление от его имени об отказе в удовлетворении заявления Аминова Р.Х.», - говорится в обвинении.

При этом Кляйн якобы предупредил Подгорную о том, что к ней в департамент поступит письмо от ОАО «Томское пиво» о наличии такой зоны.

Позже на основании незаконной просьбы мэра Томска и поступившего письма о наличии якобы 300-метровой санитарно-защитной зоны у ОАО «Томское пиво» по ул. Мокрушина, 9, сотрудники департамента градостроительства и архитектуры внесли недостоверные сведения в систему «ГеоКад», отказав Аминову в его просьбе.

Также, по данным следствия, в январе 2017 года Кляйн, зная о том, что СЗЗ на участке по ул. Мокрушина, 9 не устанавливалась, подписал постановление «О предложении о внесении изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» на земельный участок по ул. Мокрушина. Это позволило окончательно отклонить заявление Рината Аминова, чем «последнему причинен существенный вред, выразившийся в невозможности использования Аминовым Р.Х. земельного участка по планируемому назначению (в предпринимательской деятельности, связанной со строительством многоквартирных жилых домов)».    
   

Следователи считают, что своими действиями чиновник совершил преступление по ч. 2 ст. 286 УК РФ - превышение должностных полномочий.

«Он действовал исключительно в интересах горожан»

Адвокаты мэра Ивана Кляйна считают, что уголовное дело в отношении мэра Томска «шито черными нитками».

«Обвинения, предъявленные мэру Томска Ивану Кляйну следственными органами, «шиты» даже не белыми, а, судя по тяжким последствиям (арест, заключение под стражу, удар по репутации), самыми черными нитками. Есть, впрочем, и исконно русское выражение – «притянуты за уши». Защита Ивана Григорьевича считает обвинение юридически несостоятельным. Несостоятельно оно и по другим основаниям – социальным, нравственным, да и просто – человеческим», - говорится в их Telegram-канале.

Защита утверждает, что мэр Томска, отказывая бизнесмену Аминову в переводе земельного участка по ул. Мокрушина, действовал исходя из интересов жителей «многострадального микрорайона». 

«Там и сегодня транспортный коллапс из-за отсутствия дорожной развязки (строительство на 76-м км началось только в 2017 году и закончится не ранее 2021 года). Появление новых многоквартирных домов на Мокрушина неминуемо привело бы к «пробкам» и другим транспортным проблемам не только на территории самого микрорайона, расположенного за железной дорогой, но и прилегающей территории – площади Южной с выездом на Богашевский тракт, площади Транспортной, улицах Нахимова, Елизарова, Красноармейской. Ни один градоначальник, находясь в здравом уме и трезво оценивая возможные последствия, не разрешил бы подобное», - приводят доводы адвокаты.

По словам стороны защиты, были у мэра и другие основания для отказа. Они утверждают, что застройщик не соблюдал нормы по строительству социальных объектов, парковочных мест и т.д. Также на указанном земельном участке якобы находилась санитарно-защитная зона (СЗЗ) Томского радиотехнического завода. 

«Да, самого завода давно нет, но зона есть. И господин Аминов прекрасно осведомлен об этом, поскольку в течение последних нескольких лет неоднократно обращался в суды различных инстанций с заявлениями о том, чтобы СЗЗ радиотехнического завода была отменена. С заявлениями об отмене санитарно-защитной зоны объекта по ул. Мокрушина, 9, принадлежащего ОАО «Томское пиво» (там расположен транспортный цех предприятия), Аминов не обращался. Как видим, резоны у мэра для отказа бизнесмену были, и очень существенные», - пишут адвокаты. 

Адвокаты комментируют мнение следователей о том, изменение вида использования земельного участка господина Аминова не позволило бы ОАО «Томское пиво» осуществлять производственную деятельность на принадлежащем ему объекте по Мокрушина, 9 , поэтому мэр и дал «незаконное указание» экс-начальнику департамента градостроительства и архитектуры Анне Подгорной внести недостоверные сведения о наличии 300-метровой санитарно-защитной зоны вокруг этого объекта. 
«Если так утверждает сама Анна Подгорная, пусть это останется на ее совести», - считают адвокаты.

При этом они напомнили, что начальник департамента градостроительства и архитектуры администрации города Томска и бывший вице-мэр Анна Подгорная в прошлом году  была приговорена к одному году и семи месяцев лишения свободы условно за незаконное выделение земельного участка своей матери.

«Факты же свидетельствуют о совершенно другом. Завод «Томское пиво» не менее господина Аминова заинтересован в уменьшении размеров этой самой зоны. Завод ее сам не устанавливал. Более того, предприятие на протяжении трех последних лет билось с управлением Роспотрбенадзора за то, чтобы СЗЗ была сокращена хотя бы до 100 метров. Доказательством чему служит обширная переписка с указанным ведомством по этому вопросу», - добавили адвокаты.

По их словам, еще в марте 2017 года генеральный директор ОАО «Томское пиво» получила представление, подписанное заместителем главного санитарного врача по Томской области О.П. Маракулиным о том, что в нарушение СанПиН в 300-метровой санитарно-защитной зоне промышленной площадки завода на ул. Мокрушина, 9, расположена жилая застройка (ближайший дом по ул. Мокрушина, 1 расположен на расстоянии 150 метров от объекта). Роспотребнадзор обязал предприятие «принять меры по устранению причин и следствий, способствующих совершению административного правонарушения». И «Томское пиво» якобы самостоятельно с даты проверки и получения представления добивалось от Роспотребнадзора уменьшения размера СЗЗ и добилось этого только в январе 2019 года (санитарно-защитная зона уменьшена до 100 метров).

«Краеугольный камень обвинения мэра Томска о его, якобы, корыстной заинтересованности в этой пресловутой 300-метровой зоне, рассыпается в пух и прах, поскольку, если и была заинтересованность, то в обратном, в том, чтобы СЗЗ была значительно уменьшена. Иван Кляйн не виновен, это очевидно. Он действовал исключительно в интересах горожан», - считает защита.

При этом адвокаты сомневаются в бескорыстности бизнесмена Аминова, которого «до всей этой истории никто из томичей и слыхом не слыхивал» и который хочет извлечь прибыль из строительства дома. 

Напомним, ранее задержанный мэр Томска Иван Кляйн дал интервью в СИЗО, в котором отметил, что в основу его дела легко «управленческое решение, которое принимает любой руководитель». «При допросе у следователя я не признал (вину). Я считаю, что это было управленческое решение, которое принимает любой руководитель», - заявил в беседе Кляйн. 

Уголовное дело возбудили и на жену чиновника Галину Кляйн — во время обысков она применила насилие в отношении представителя власти. 

В СИЗО чиновник пробудет до 13 января 2021 года, его временно отстранили от исполнения обязанностей.

Уважаемые читатели! 

Присоединяйтесь к нам в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».

Подписывайтесь на канал «АиФ-Томск» в Яндекс Дзен, чтобы не пропускать интересные новости и статьи.

Если вам есть чем поделиться с редакцией, присылайте свои комментарии, вопросы, новости на электронную почту maxbaluev@mail.ru