«Спасибо за деньги!». Мошенники посылают жертвам издевательские сообщения

Густаво Зырянов / АиФ

В преддверии Нового года активность злоумышленников традиционно возрастает. Жулики представляются прокурорами, полицейскими, сотрудниками Пенсионного фонда. Государственные органы в очередной раз напоминают гражданам, что их сотрудники не общаются с гражданами в частном порядке и не просят предоставлять им персональные данные онлайн. 

   
   

Тридцатилетняя жительница Каргасокского района, путешествуя во Всемирной паутине, увидела рекламу финансовой организации, предлагавшей взять кредит на выгодных условиях. После этого она решила получить заём в размере 750 тысяч рублей, для чего перешла по ссылке и оставила заявку. В ответ с ней связался «сотрудник инвестиционной компании» и предложил обсудить условия предоставления кредита в мессенджере. 

«Лэйтенант старшой я» 

В переписке «сотрудник» сообщил, что для получения кредита нужно вступить в некий «кооператив» и перевести денежные средства в счёт первого платежа по желаемому кредиту. Нужной суммы у женщины не было, и собеседник сначала согласился на часть денег, но после получения перевода стал требовать остаток. Тогда пострадавшая заявила, что согласна на кредит меньшего размера – лишь бы ничего не доплачивать. После этого предлог, под которым у неё вымогали деньги, поменялся: теперь они нужны были «на услуги нотариуса» ‒ якобы для переоформления кредитного договора. 

Действуя в соответствии с указаниями мошенника, женщина перевела средства на указанный ей счёт – всего она потратила около 16 тысяч рублей. Преступники же, убедившись, что их жертва больше не может платить, прислали ей SMS-сообщение: «Привет, спасибо за деньги». Только после этого сибирячка поняла, что её просто обманули, и обратилась в полицию.  

Если в этом случае пострадавшая отделалась сравнительно небольшой суммой, то другая томичка отдала злоумышленникам больше пяти миллионов рублей. Всё началось с того, что женщине позвонил неизвестный, который заявил о том, что он является сотрудником правоохранительных органов. Причину своего звонка он объяснил тем, что банковские работники незаконно взяли на 56-летнюю жительницу Томской области несколько кредитов на внушительные суммы. Далее аферист сказал пострадавшей, что для того, чтобы помешать действиям злоумышленников, необходимо оформить кредиты на максимальные суммы. Затем мошенник подключил своего подельника, который представился банковским сотрудником и заявил, что всё проконтролирует. 

Угодив в лапы злоумышленников и поверив им на слово, женщина оформила шесть кредитов и перевела аферистам более пяти миллионов
рублей. 

Сотрудники прокуратуры призвали жителей Томской области не верить звонкам от якобы прокурорских работников, которые просят население региона сообщить личные данные, а также номера лицевых счетов банковских карт. 

   
   

Не верь глазам своим 

Тем временем в Томской области зафиксировали новый вид мошенничества – злоумышленники массово рассылают клиентам письма с предложением вернуть пенсионные накопления. 

Для этого предлагается ввести на фишинговой странице данные платёжной карты, которые в будущем используются мошенниками для списания средств пострадавших. 

Такое письмо, подписанное некоей Ирэной Явлинской с личного адреса на почтовом ящике Яндекс.ру, на днях получил житель Томска Александр Соснин. Мужчина сразу заподозрил неладное – и оказался прав.  

«В преддверии новогодних праздников количество мошеннических атак на счета клиентов традиционно возрастает. Мы напоминаем о необходимости проявлять бдительность: государственные органы для коммуникации с населением используют официальные интернет-ресурсы», – комментирует Дмитрий Пугашкин, начальник управления «Страхование» ВТБ

По данным экспертов по противодействию мошенническим операциям, злоумышленники рассылают электронные письма от имени Пенсионного фонда РФ и для убедительности ссылаются на якобы последние изменения в пенсионном законодательстве. Мошенники сообщают, что клиенту начислен возврат страховых накоплений, но он не прошёл в автоматическом режиме, поэтому его требуется «подтвердить» в специальной онлайн-форме. Пользователь получает якобы уникальный номер перевода и по кнопке «Оформить возврат» переходит на страницу с формой для указания данных карты. После этого злоумышленники получают данные банковской карты пострадавшего и могут списывать с неё средства. 

Справка АиФ
В январе–сентябре этого года зафиксировано увеличение мошеннической активности: за девять месяцев число атак на средства держателей банковских карт выросло в 1,5 раза. Каждый седьмой случай носит «гибридный» характер, когда злоумышленники одновременно используют методы социальной инженерии и фишинга.