Сибирское чудо. Как пилоты спасли 15 пассажиров Ан-28 над болотами и тайгой

Иначе как чудом эту историю не назовешь: во время полета над болотами и глухой тайгой в Томской области у самолета Ан-28 заглохли оба двигателя, борт жестко приземлился среди топей, пропахал борозду почти в 200 метров и перевернулся на крышу. Однако благодаря профессионализму пилотов и счастливой случайности пассажиры, которые уже мысленно попрощались с жизнью, не получили серьезных травм. 

   
   

Отказали два двигателя сразу 

Кедровый - небольшой городок в Томской области, где живет чуть больше двух тысяч человек. До областного центра - 480 км. Преодолевать этот путь на машине или автобусе - значит, потратить день на дорогу. Самолет в пункт назначения летит чуть больше часа. 

В ту пятницу, 16 июля, рейс Кедровый - Томск откладывался на несколько часов из-за нелетной погоды. После обеда разрешение на вылет дали, и самолет поднялся в небо. Примерно на 10-й минуте полета оба двигателя Ан-28 заглохли, борт пропал с радаров. Командир воздушного судна 56-летний Анатолий Прытков и второй пилот 32-летний Фарух Хасанов попытались завести двигатели повторно, но тщетно. С высоты почти двух километров Прытков присмотрел место для аварийной посадки самолета. При двух отказавших двигателях самолет жестко сел среди Васюганских болот - примерно в 70 км от города Кедровый. Экипаж самолета эвакуировал пассажиров из салона и запустил аварийный маяк, сигнал которого обнаружили спустя два часа. По данным представителей авиакомпании, перед вылетом борт был технически исправен, экипаж не докладывал о каких-либо неполадках... 

Фото: Западно-Сибирское следственное управление на транспорте

Когда экипаж и пассажиров самолета вертолетами перевезли в Томск, второй пилот Ан-28 Фарух Хасанов подтвердил, что отказали сразу оба двигателя.  

«Нам некогда было соображать, нужно было работу свою делать. С нами все хорошо. Все живы, здоровы - самое главное», - сказал Хасанов. 

«Падали 15 минут» 

Один из пассажиров Роман Макеев рассказал «АиФ-Томск», что пилоты пытались завести заглохшие двигатели примерно в течение пяти минут. По словам парня, пилоты сначала даже хотели вернуться в Кедровый, но поняли, что не долетят. После того, как пассажиров оповестили о жесткой посадке, на борту раздался детский плач, послышались молитвы. Сам Роман написал своей девушке сообщение: «Я тебя люблю, мы падаем, можем не выжить». 

«Двигатели в момент попытки их завести издавали сильный гул. Мы все сжались, приготовились к удару. При падении мы цепляли ветки, сбрасывали скорость, а в итоге воткнулись носом в землю и перевернулись», - рассказал Макеев. 

   
   
Фото: Западно-Сибирское следственное управление на транспорте

После падения кто-то вылетел из кресел, хоть и был пристегнут. Экипаж, наспех осмотрев пассажиров, быстро эвакуировал людей из салона - самолет мог вспыхнуть в любой момент. Вскоре пилоты скомандовали разводить костер - готовились к ночевке среди болот.  

Еще одна пассажирка самолета Ан-28 Надежда Силюта рассказала, что свободное падение заняло около 15 минут. По словам женщины, самое страшное - видеть, как приближается земля. Надежда говорит, что все пассажиры самолета приняли посадку за второе рождение, а посадка самолета на чистую площадку — исключительно заслуга пилотов. 

Командир Ан-28 Анатолий Прытков при жесткой посадке сломал ногу. На прошедших выходных мужчину прооперировали. Полное восстановление пилота займет около двух месяцев, после чего он сможет вернуться к своей профессиональной деятельности. 

В больницу попала еще одна 17-летняя девушка - у нее диагностировали сотрясение. Состояние остальных пассажиров удовлетворительное - все они получили небольшие ушибы, сотрясения и черепно-мозговые травмы легкой степени. Госпитализация им не потребовалась - чем ни чудо?  

Залили некачественное топливо? 

Западно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета России возбудило уголовное дело по ст. 263 УК РФ (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). Известно, что сейчас дело передано для расследования в центральный аппарат СК РФ.  

«На месте происшествия выехала следственная группа, которая произвела осмотр места происшествия, воздушного судна, которое по предварительным данным восстановлению не подлежит, изъяли образцы топлива, жидкостей  систем  жизнеобеспечения самолета, изъята полетная документация и аварийный радиомаяк, допрошена часть пассажиров, авиатехник, следственные действия продолжаются», - рассказали в ведомстве. 

Источники сообщили, что приоритетной является версия о некачественном топливе (возможно, в нем была влага), что привело к отказу сразу двух двигателей.  

Фото: Западно-Сибирское следственное управление на транспорте

Член Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта, генеральный директор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев назвал чудом тот факт, что самолет после жесткой посадки и переворота не загорелся. 

«Самолет был заправлен топливом под завязку, а электросистемы работали. Хватило бы одной искры. Отказ двух двигателей мог произойти из-за того, что самолет заправили некачественным топливом. Птицы в оба винта попасть не могли, как и обледенеть - не те погодные условия», - говорит Горбачев. 

Эксперт подчеркнул, что в летном законодательстве отсутствует раздел о сертификации авиационного топлива, поэтому оно просто не проверяется при заправке в самолет. Подобный пробел может привести к крупным авариям и жертвам. 

К расследованию жесткой посадки пассажирского самолета Ан-28 в Томской области приступил и Межгосударственный авиационный комитет. В свою очередь, в авиакомпании «СиЛА» пообещали выплатить пассажирам по 100 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.