Кто детей научит. Почему в школах Томска не хватает педагогов

Молодых учителей отпугивает консерватизм системы. © / АиФ

В томских школах не хватает учителей физики. Это может пагубно сказаться на наборе и качестве подготовки специалистов в высшей школе. Тем более что проблемы – не только с физиками, но и с другими преподавателями.

   
   

Дочь жительницы Колпашево Елены Арефьевой в этом году пошла в седьмой класс. «В прошлом году весь год не было учителя английского. В этом году преподаватель пришёл и сказал, мол, меня не волнует, что в прошлом году вы язык не учили, будем проходить программу седьмого класса, а программу шестого сами нагоняйте, кто как сумеет. Все родители в шоке, – рассказывает Елена. – У кого есть деньги, наняли репетиторов. А у кого таких возможностей нет, будут двоечниками. Похожая ситуация – с информатикой. Учителя нет и не предвидится. А изучать предмет как-то надо».

Проблема здесь – не только в деньгах. Большинство ребят, кроме общеобразовательной школы, занимаются в музыкальной, художественной или спортивной. Проходить школьную программу в индивидуальном порядке просто нет времени.

Тревожный знак

Проректор ТПУ по образовательной деятельности Михаил Соловьёв видит в дефиците учителей тревожный знак. В то время как государство, нуждаясь в технических специалистах, увеличивает контрольные цифры приёма в вузы на инженерные специальности, готовить абитуриентов для технических университетов некому. Во многих учреждениях высшей школы на технические специальности – недобор, а качество подготовки тех, кто всё-таки выбирает для себя профессию инженра, конструктора, технолога – оставляет желать лучшего. «Это серьёзный вызов для всех технических университетов», – считает Михаил Соловьёв.

Не хватает не только физиков. По словам начальника департамента общего образования Томской области Ирины Грабцевич, многие школы испытывают дефицит учителей математики, информатики, иностранного языка. Больше всего в Томской области не хватает учителей начальных классов. Причин тому – сразу несколько. Во-первых, количество первоклассников растёт. В этом году впервые за парты сядут больше 14 тысяч маленьких томичей. Во-вторых, педагоги уходят на пенсию. В-третьих, лишь малая часть выпускников педвузов в дальнейшем работают по специальности.

В фокусе родительского внимания

Дефицит педагогических кадров – проблема не только Томской области, но и всей России. Специалисты РАНХиГС оценивают кадровый дефицит по стране в 250 тысяч человек.

«В регионах лишь порядка 10–20% выпускников профильных институтов остаются в профессии, остальных отпугивают маленькие зарплаты, непонимание коллектива и пристальное внимание родителей, – говорит глава Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко.

   
   

По мнению Татьяны Клячко, есть несколько факторов, негативно влияющих на престиж профессии учителя сегодня. Во-первых, довольно невысокая карьерная лестница: учитель – завуч – директор. Во вторых, консервативность системы. Педколлективы в большинстве школ, как уже сказано выше, состоят из людей зрелого возраста, и молодой учитель, придя в общество 50-летних тётенек, зачастую не находит с ними общий язык, особенно если старшие коллеги вместо поддержки начинают поучать: мол, не так себя ведёшь, не так одеваешься, не так общаешься с детьми.

Ещё одна проблема, которой не было у педагогов старшего поколения: чрезмерное участие родителей в жизни школы. Учитель сегодня – постоянно в фокусе родительского внимания, зачастую нездорового. Стоит сказать неосторожное слово, неправильно подобрать костюм – начинается травля. И уж не дай бог учителю быть замеченным на пляже или в ночном клубе. Достаточно вспомнить историю, произошедшую в Барнауле, когда родители потребовали уволить учительницу за то, что она выложила в соцсети фотографии со своих занятий холодовым плаванием. Система в конечном итоге встала на сторону педагога, но после девушка объявила, что уходит из профессии.

Отсюда вывод: дефицит учителей будет до тех пор, пока в обществе не изменится отношение к этой профессии.