Проблемное село

   
   

Сельская глубинка, куда зимой порой ни пройти, ни проехать, так долго жила обособленной жизнью, что в перемены даже не верилось. А ей так хотелось быть не только услышанной, но и получить поддержку "большой земли" в решении местных проблем. С созданием семь лет назад на территории региона Совета муниципальных образований области такая возможность стала реальностью.

Напомним, в настоящее время на территории области насчитывается 200 проблемных сел, в каждом из которых проживает меньше ста человек, еще в 17 населенных пунктах всего по пять-шесть жителей. Это создает определенные диспропорции в муниципальных расходах, отвлекает бюджетные средства от финансирования социальных программ в пользу обеспечения малочисленных сел всем необходимым.

Кроме того, в поселениях много нерешенных проблем в сфере местного самоуправления, кадровой политики, в мотивации развития собственной доходной базы. Эти и другие вопросы были в центре внимания делегатов IX съезда Ассоциации "Совет муниципальных образований Томский области", который в минувшую пятницу прошел в Томске.

Нужны управленцы-менеджеры

Для местного самоуправления сейчас актуальны две основные проблемы - это профессиональная подготовка управленческих кадров и необходимость в формировании, чтобы знать, куда двигаться дальше, перспективных планов устойчивого развития муниципальных образований.

- Не думаю, что ошибусь, если скажу: сегодня руководитель в большинстве муниципальных образований области - это, к сожалению, непрофессиональный управленец, - подчеркнул в своем выступлении на открытии съезда губернатор Сергей Жвачкин. - Безусловно, это порядочный, честный, ответственный человек, которому местные жители доверили руководить своим поселком, но, повторяю, не кадровый менеджер. Поэтому нужно изменить подходы к формированию кадрового резерва.

При этом во внимание не должны приниматься пол, партийная и национальная принадлежность. Только личные и деловые качества, наличие опыта работы, желательно управленческого. Что касается процесса формирования резерва, то он должен начинаться с опросов населения. Только так можно сформировать эффективную управленческую команду.

Как известно, в настоящее время по поручению губернатора Сергея Жвачкина в области разрабатывается стратегия устойчивого развития сельских поселений. В принципе, она будет включать пожелания людей, проживающих во всех населенных пунктах, в том числе проблемных. Из этой программы население получит ответы на многие жгучие вопросы: как улучшится транспортная доступность территории, в каком направлении будет развиваться бюджетная сфера и предпринимательская среда, будет ли в поселении построена школа.

- Давайте не будем обманывать ни себя, ни людей, - подчеркнул на съезде глава региона. - Мы учитываем в стратегии устойчивого развития, которая будет принята до конца текущего года, исторические, национальные и культурные традиции всех наших населенных пунктов. Но понимаем, что строить новые социальные объекты в селах, где нет экономических перспектив, мы не сможем. Поэтому все наши муниципальные образования должны приступить к проработке двух параллельных программ - экономической и социальной.

Интересно, что, несмотря на свои жесткие установки, областная власть все-таки сдержит свое обещание построить новую школу, взамен сгоревшей, в поселке Центральном Верхнекетского района. Но при одном условии: муниципальное образование должно представить реальный комплексный план развития этого поселка, в том числе его производственной сферы - одного из источников занятости людей и пополнения местной казны.

В реальной жизни иначе

Вообще-то, тема бюджетной обеспеченности муниципальных образований была доминирующей в выступлениях на съезде. В том числе, что особенно важно, в плане соответствия объема полномочий муниципалитетов с их реальными финансовыми возможностями.

- В российском законодательстве сегодня используются понятия "норматив финансирования" и "бюджетная обеспеченность", - отметил в отчетном докладе на съезде председатель Совета муниципальных образований области, мэр-председатель Думы ЗАТО Северск Григорий Шамин. - Но никто не считал норматив стоимости полномочий. Никто не знает, сколько оптимально нужно денег для решения того или иного вопроса. Поэтому мы пока подгоняем свои потребности под имеющийся объем средств. Между тем за время реформы местного самоуправления сформирована нормативная база, и мы можем определить критерий эффективности исполнения каждого полномочия для каждого типа муниципальных образований.

Но на практике все гораздо сложнее. По оценке заместителя главы администрации Томского района Оксаны Быстрицкой, изъяны в областном законодательстве, например, позволяют арендаторам земельных участков выкупать их до истечения срока аренды в свою собственность не по рыночной, а за 10-15 процентов кадастровой стоимости. В результате муниципальный бюджет недополучает огромные суммы.

В свою очередь глава Калтайского поселения Идрис Галямов напомнил о том, что надзорные органы, не учитывая финансовых возможностей, строчат различные предписания по устранению тех или недостатков. Порой на десятки тысяч рублей. Между тем денег на все многочисленные полномочия, которые прописаны в федеральном законе об общих принципах местного самоуправления, в бюджете поселения катастрофически не хватает.

- Почему не работают законы? Потому что в реальной жизни что-то не так, - считает Григорий Шамин. - Что касается бюджетной обеспеченности поселений, то необходимо создать механизм финансового стимулирования муниципалитетов, который бы побуждал шаг за шагом наращивать доходную базу. Кроме того, назрела необходимость пересмотра некоторых принципов межбюджетных отношений. В том числе в части оптимального соответствия норматива финансирования и норматива стоимости полномочия. С этой инициативой мы намерены обратиться в Общероссийский конгресс муниципальных образований и Всероссийский совет самоуправления.

Понятно, что это долгий процесс, тем не менее внедрение на законодательном уровне стимулов для роста собственных доходов поселений станет не только дополнительным импульсом для развития муниципалитетов, но и уменьшит бремя расходов областного бюджета.

Смотрите также: