"Кнопка" упрощения

   
   

Тревога за судьбу нашей литературы давно обуревает сибирских писателей. Станет ли Россия снова самой читающей страной? Какое наследие она оставит будущим поколениям? Сибирский литературный фестиваль "Белое пятно" в очередной раз собрал в Новосибирске известных российских писателей и ученых, обсуждавших, что происходит в отечественной словесности, ее новые тенденции, проблемы и пути движения. "Некий отчет перед обществом, на литературном перекрестке", как выразился наш сегодняшний собеседник, томский писатель Владимир Костин, постоянный участник этих фестивалей.

Читает "подавляющее меньшинство"

- Владимир Михайлович, почему такое таинственно-научное название фестиваля?

- Лет двадцать назад он и был задуман, как семинар научно-фантастической прозы и название получил по повести писателя Михеева "Тайна Белого пятна". Но давно уже приобрел другой смысл - открытия новых имен в литературе, новых пространств творчества. Помимо общих дискуссий, семинаров молодых писателей, каждый год выделяется одна главная тема. В этом году ею была судьба детской литературы, причины ее кризиса. И взаимо-

связанная проблема - вообще падение интереса к чтению в нашей некогда самой читающей стране.

- Так ли уж все плохо? Взять хотя бы "Открытые полки" томских библиотек, где каждый может взять книгу насовсем или почитать и вернуть. Эти полки утром полны, а к вечеру пустеют. Недавно один молодой человек привез для этих полок в областную библиотеку целую машину книг. Молодежь читает интернет-книги...

- "Открытые полки" - это хорошо, по крайней мере, некоторые перестали выбрасывать книги на помойки. Но читает "подавляющее меньшинство", достаточно сравнить с прошлым тиражи книг. Еще в восьмидесятых стотысячные тиражи были нормой, сегодня пять-семь тысяч считается большим успехом: читатель заинтересовался.

Обратите внимание, как исчезают из квартир 30-40-летних граждан домашние библиотеки, некогда любовно собранные их родителями. (Кстати, не родительскую ли библиотеку привез тот человек на машине?). В лучшем случае остается полочка книг, как-то связанных со школьной программой подрастающих детей. И ведь это не учителя, не вузовские преподаватели с их бюджетной зарплатой, а успешные люди, имеющие возможность купить дорогие книги.

Электронные книги в какой-то мере восполняют территорию чтения, но на мой взгляд, за их мерцающими строчками молодые люди не видят того мира, тех образов, настроений и переживаний героев, которые появляются в воображении читателя бумажной книги, когда он даже голоса, интонации героев слышит. Мне нравится народная пословица: "Книга для ума, что теплый дождь для всходов". Как-то не "монтируется" она с электронным текстом. Тем более, что произошла смена интересов чтения. Как правило, читают в интернет-литературе детективы - однодневки (спасибо, если дамские романы)... Я часто езжу на встречи в районы, села области. Вот там книги живут в домах, там сохранился читатель, понимающий книгу, дышащий литературой, следящий за ней.

"Мотивацию к чтению даёт эпоха"

- Есть ли какой-то рецепт, чтобы заинтересовать детей чтением и в будущем вернуть стране имидж самой читающей?

- Некоторые коллеги считают, что виноваты издатели, не умеют подать детскую книгу, нет хорошей рекламы. Были также споры - заставлять детей читать или не заставлять. Моя позиция - заставить невозможно и не нужно. Другое дело - стремиться возрождать упущенные традиции семейного чтения, сделать это, если хотите, модным в среде молодых родителей.

Ваше, мое поколение не надо было заставлять читать в детстве - наши родители читали. Мы читали и перечитывали книги под одеялом с фонариком, и родители запрещали это не потому, что были против чтения, а против того, чтобы мы шли в школу сонные. Когда у меня первого в нашем доме появились "Три мушкетера", книга обошла все сорок квартир и вернулась к нам изрядно потолстевшая от "мацания" страниц детскими пальцами. И еще. Мотивацию к чтению дает эпоха, если в ней интересно жить.

Подмена героев

- Может, в этом все дело. Нет современных книжных детских героев, какими были для нас мушкетеры, Саня Григорьев из "Двух капитанов"... Сегодня детям интереснее накачанные герои блокбастеров. Нужно ли родителям, учителям противопоставлять одних другим, требовать читать именно Дюма, Каверина?

- И нужно, и можно. От мушкетеров, от двух капитанов веет историей, романтикой, достоинством, благородством: "Один за всех и все за одного!" От героев блокбастеров не веет ничем, кроме культа силы. Это как дурные сказки. Бывают в истории такие моменты, когда хорошие сказки меняются на дурные, жестокие. В них герой приходит, отбирает, хватает и еще всех успевает растоптать.

Но я не виню детей, которым нравятся блокбастеры. Им довелось жить в эпоху глобализации, которая разделяет и депсихологизирует, уродует человека. Этой эпохе не интересен богатый чувствами человек, не интересны национальные, исторические особенности личности. Это мир, который стремится стандартизировать важные черты личности, мир, в котором резко упала культура речи, поскольку все тонкие нюансы, оттенки отношений почти исчезли в активном запасе языка.

Поэтому, говорилось на наших дискуссиях, задача писателей, детской литературы противостоять навязываемому чиновниками егэшному упрощению отечественной и мировой литературы, истории, русского языка. Надо выступать - в том числе своими книгами - против превращения детей в рабов компьютерных кнопок. У меня такое впечатление, что впервые за пять-шесть тысяч лет цивилизация фронтально противостоит культуре. Задача писателя - менять сам мир, уходящий, по моему мнению, в Великий тупик.

"Провинцию снова обойдут"

- Как раз в то время, когда шел литературный фестиваль в Новосибирске, в Москве состоялось Большое литературное собрание. Вы были приглашены на него, но не поехали. Почему?

- Не очень верил в его эффективность. Хорошо, что президент прислушался к группе писателей, с которыми встречался года полтора назад (среди них были Олеся Николаева, Алексей Варламов, Татьяна Устинова), к их тревоге за судьбу отечественной литературы. Видимо, собрание в Москве - один из результатов того разговора.

Возможно, будут даны какие-то поручения Министерству культуры, сделаны какие-то финансовые вливания. Но думаю, что все закончится поддержкой писательских сообществ Москвы и Санкт-Петербурга, провинциальным писателям как всегда ничего не достанется, и наша литература будет по-прежнему развиваться в столицах.

Между тем, великая русская литература, особенно в советское время, была родом из провинции, и свое величие обрела именно благодаря антеевой связи с родным, с почвой, с общенациональной судьбой.

Смотрите также: