Стандарты и проблемы

   
   

Парламентские слушания, посвященные реализации в Томской области федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в условиях нового законодательства об образовании, состоялись в конце минувшей недели в рамках XII Сибирского форума образования. В дискуссии приняли участие представители обеих ветвей власти региона, муниципалитетов, вузов Томска, директора и педагоги школ области.

"У нас особая миссия"

Как заявили модерторы дискуссии, спикер Законодательной Думы Оксана Козловская и председатель комитета Думы по труду и социальной политике

Леонид Глок, цель слушаний - рассказать обществу о том, что ожидает систему образования области при переходе на новые стандарты.

По прогнозам, через семь лет, когда в школу придут дети, родившиеся в этом году, число школьников с теперешних ста тысяч увеличится почти на треть, потребуется дополнительно 4 тысячи учителей. К тому же по новым стандартам обучение должно идти только в одну смену. И требуются новые площади для внеурочной деятельности, которой каждый школьник должен заниматься 10 часов в неделю.

Новизна принятого стандарта, по мнению экспертов, в том, что он определяет содержание всей школьной жизни, тогда как предыдущие - содержание только образования. Новый стандарт ориентирован не столько на усвоение готовых знаний, сколько на умение самостоятельно добывать информацию, анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач.

"И учителя должны соответствовать новым стандартам, тем более что у нашего образования особая миссия - обеспечить Томску статус федерального центра образования исследований и разработок в рамках реализации постановления правительства", - сказала модератор слушаний Оксана Козловская.

Начальник департамен-

та общего образования областной администрации

Александр Щипков отметил, что 21464 школьника начальных классов уже учатся по новым стандартам. 85 % процентов первых-вторых классов обеспечены интерактивным оборудованием, две трети классов имеют все необходимое для лабораторных работ по всем предметам, один компьютер приходится на 10 учеников.

При этом 67 % школ имеют скорость доступа в Интернет, достаточную для организации дистанционного обучения. Это важно для нашей области, где школы и населенные пункты разобщены. Доля обучающихся дистанционно составила 10 %, также дистанционно обучаются 100 % детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний.

Оптимальный вариант

Проблема новых стандартов подробно обсуждается в обеих ветвях областной власти. Итог дискуссий представил участникам слушаний Леонид Глок. Есть три сценария. Если ничего не менять, не строить новых школ, то в будущем в классах при учебе в одну смену должны будут сидеть по 53 ученика, нагрузка учителя в среднем составит 1,8 ставки (сейчас средняя - 1,2).

При требуемом стандарте наполнения класса 25 учеников школы будут работать в две-три смены, что тоже противоречит закону. Оптимальный вариант - исполнить только часть требований стандарта, при которых в классах будет по 30 человек, нагрузка на учителя увеличится до 1,4 ставки, недостаток около 10 тысяч мест частично преодолен за счет второй смены, а внеурочная деятельность будет проходить в других организациях.

- Для увеличения численности учителей, - сказал в этой связи Глок, - предлагается направлять в школу бакалавров для годичной практики. В этом могут принять участие все томские вузы. Увеличение мест в школах может быть произведено за счет строительства новых начальных школ-спутников, пристроек к школам, мансардных этажей для внеурочной работы, строительства школ в новых микрорайонах.

Предлагается также перевод малокомплектных сельских школ на норматив "класс-комплект". В образовании должно развиваться частно-государственное партнерство, возможно создание Фонда развития образования.

Заместитель начальника департамента образования администрации Томска Виктор Кашпур поддержал строительство пристроек к школам, гимназиям, лицеям, а также идею школ третьей ступени, сославшись на перспективный опыт лицея при ТПУ. Вуз за последние годы почти в 2 раза увеличил площади, на которых занимаются лицеисты, отремонтировал их.

"Потенциал ТГПУ не востребован"

А вот ректор ТГПУ

   
   

Валерий Обухов считает, что надежда на выпускников классического университета и других вузов неоправданна - в школу они не пойдут. В то же время потенциал его университета в регионе не востребован должным образом. "ТГПУ, - сказал он, - может одновременно обучать 4 тысячи студентов дневной и 5 тысяч заочной форм обуче-

ния.

Между тем, целевой набор по заявкам области за последние три года составил всего 69 человек. В этом году область заказала в министерстве всего 191 место для учителей-предметников. Если учесть, что в школу приходят не более 60 % выпускников, при такой заявке через пять лет область получит не более 100 учителей. А нужно 500".

В этом году вуз по своей инициативе собрал более 400 заявок на целевую подготовку учителей. Обухов убежден, что ТГПУ может принимать до 800 студентов в год, и дешевле будет направить средства на это, чем создавать новый университет.

Статистика говорит, что выпускники ТГПУ действительно чаще стали выбирать для работы село. Но проблема в большом количестве малокомплектных школ и больших расстояниях между ними. В Зырянском районе таких школ, как рассказала заместитель главы администрации Ирина Швайко, 80 процентов. В них созданы современные, комфортные условия для обучения, были приобретены новые автобусы для перевозки детей. По результатам ЕГЭ район на третьем месте среди муниципалитетов.

Однако с 2015 года количество школьников будет неуклонно уменьшаться. Можно было бы открыть интернат в райцентре, но далеко не все родители этого хотят. И их понимает выступивший на слушаниях сенатор Виктор Кресс: "Если ребенка увозят из родного села, от родного дома даже на учебу, назад он не возвращается".

В отличие от других муниципалитетов, в Северске сегодня, что называется, от добра добра ищут. Городской департамент образования, как рассказала его начальник Юлия Дубовицкая, тревожит некоторое снижение количества призеров всероссийских олимпиад и высоких результатов на ЕГЭ.

Поэтому, ориентируясь на социальный заказ и экономические перспективы города атомщиков, северчане работают над изменением образовательной среды "для подготовки инженерно-технических специалистов высокого класса, готовых к работе на объектах атомной отрасли".

Конечно, эта работа стимулируется Топливной компанией ТВЭЛ, которая на развитие физико-математического образования в Северске выделила 50 миллионов рублей. Что тут скажешь? Всем бы таких спонсоров.

"Надо усиливать интеграцию"

- Здесь много говорили про задачи улучшения образования в регионе. Достаточно делается для этого властью или нет - вопрос спорный, - сказал в своем выступлении заместитель губернатора Алексей Князев. - Но повышается зарплата, повышается престиж педагогов, есть программа по ремонту, строительству новых школ. Это требует огромных вложений, и надо понимать, что, видимо, никогда не настанет время, когда мы скажем, что денег достаточно.

Полностью поддерживаю интеграцию всех уровней образования и ориентирование школьников на инженерные профессии. Но надо усиливать интеграцию как среднего, так и высшего профессионального образования.

Соломон Выгон

Смотрите также: