Качество построенного жилья и удовлетворенность новосела - главный приоритет деятельности Томской домостроительной компании, который в конечном итоге является наиважнейшим условием её успеха.
В начале двухтысячных была осознана проблема: есть представление о потребностях потенциальных покупателей, есть нормы и процедуры контроля качества продукции, есть квалифицированные кадры, однако и проблема с качеством жилья тоже есть. Поиск решения этой проблемы привел к изучению различных систем управления качеством. А в 2005 году в Томской домостроительной компании внедрили систему менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001, и компания стала первым сертифицированным строительным холдингом за Уралом. Эта система представляет собою совокупность правил и требований ко всем процессам управления, производства, контроля и улучшения качества строительства.
Всем понятные цели
До внедрения системы менеджмента качества большинство проблем, с которыми сталкивались новосёлы, решались "народными методами" путём мирных и не очень переговоров. И время тратили, и нервы. Вся эта малоприятная круговерть исчезла после четкого распределения ответственности за качество, определения регламентов и правил.
- Строительство дома распределено на процессы.
Для каждого процесса установлены понятные измеримые цели, - говорит Анастасия Ананина, руководитель службы качества. Искренне увлеченная своей работой, она может рассказывать о ней много и так интересно, что позавидуешь.
Работу службы качества в ТДСК отлаживали не один день. В каждом дочернем предприятии работают специалисты по качеству (всего штат службы в компании составляет 15 работников). Умение общаться - одно из профессиональных качеств работников службы качества. Ведь именно они отвечают на вопросы и жалобы жильцов, и фактически представляют в ТДСК их интересы.
Для примера, ничуть не приукрашивая, Анастасия рассказывает о поступавших жалобах от жителей панельных домов на нарушения герметичности швов, через которые в квартиры поступал холод и образовывалась влага. Чтобы устранить нарекания, закупили специальные приборы - тепловизоры.
Когда разница температур в доме и на улице достигает 20 градусов, эти приборы позволяют увидеть, есть ли потери тепла и если да, то где. Затем строители нарушенные швы герметизировали. Так было раньше. А теперь исследование и дополнительный контроль проводится не после, а пооперационно во время строительства. Так, проблема швов сегодня решена.
Давно миновали те времена, когда новосёлы, заезжая в квартиру, тут же начинали колотить молотками, исправляя за строителями различные недоделки, сбивая краску со стен и выравнивая потолки. В квартиры, которые возводит ТДСК, теперь заходи, живи и радуйся! Тепло, стены и потолки ровные, цвет стен радует глаз, структурные обои нейтральных современных оттенков. Одним словом, максимально учтены общественно-необходимые и приемлемые параметры жилища.
Инструкция для новосёла
Как выстроена система приемочного контроля и последующее взаимодействие с покупателями?
- До заселения дома мы приезжаем на объект, с исполнителями работ ведем проверку по качеству и комплектности, заходя в каждую квартиру, и если обнаруживаем недостатки, то контролируем их устранение, - говорит ведущий инженер отдела качества заказчика-застройщика ТДСК - ЗАО "ТОМ-ДОМ" Татьяна Молокова.
Затем вместе с ключами от квартиры покупатели получают подробную инструкцию по эксплуатации жилья. А спустя месяц после заселения дома они обязательно проходят анкетирование: оценивают выполненные работы, применяемые материалы, инфраструктуру, обслуживание. Эти данные анализируются, обобщаются, а по немногочисленным замечаниям принимаются соответствующие меры.
Для наглядности специалист по качеству Елена Шильникова снимает с полки одну из многих прошитых книг с анкетами. Диаграммы, графики наглядно отражают, довольны ли жильцы. Например, в доме на ул. Герасименко, построенном для ветеранов ВОВ, 98% новоселов остались довольны своим жильем и они готовы порекомендовать своим знакомым ТДСК как надежного застройщика.
Но главные инструменты работы - это телефон и личные встречи с новосёлами. Специалисты службы качества, работающие с людьми, должны быть настоящими психологами. К каждому обратившемуся необходимо найти свой подход. Одним спокойно объяснить, как правильно эксплуатировать квартиру. А другим строго и требовательно объявить, что пожарную сигнализацию убирать нельзя. И заклеивать скотчем тоже.
Из общего числа обратившихся в службу качества лишь незначительная часть жильцов сталкивается с реальными проблемами. Гораздо больше тех, кто сам себе их создает, например, нарушая темпе-
ратурно-влажностный режим в квартире. Жильцы не только забывают или боятся проветривать квартиры, но и заклеивают вентиляционные отверстия, закрывают конвекторы. Поняв проблему, домостроители стали устанавливать специальные клапаны инфильтрации воздуха (КИВ), благодаря которым воздух в квартирах обновляется вне зависимости, открыты вовремя окна или нет, что существенно улучшает микроклимат.
На вкус и цвет
О чём ещё спрашивают службу качества? Например, о сантехнике - ведь у каждого свои представления об удобстве и красоте, и кто-то мечтает о более "продвинутых" моделях смесителей.
При выборе материалов для нас главное - качество и безопасность, и конечно, цена, - объясняет Анастасия Алексеевна. - Наше жилье эконом-класса, поэтому мы устанавливаем приборы отечественных производителей, ведь импортные аналоги стоят кратно дороже. Кроме этого редкий поставщик способен обеспечивать объемы строительства компании.
- А линолеум почему не наклеиваете?
- Это делается для того, чтобы в случае замены линолеума потребителем, его проще было демонтировать.
Что ж... Полы и плитка, как парфюм, дело очень индивидуальное. Как говорят, на вкус и цвет товарищей нет. Но никто не будет спорить, что новые квартиры с отделкой от ТДСК - это не просто комфортно, но и выгодно: экономятся и время, и деньги, и нервы.
А для взыскательных покупателей ТДСК предлагает индивидуальный дизайн отделки квартиры, все зависит от материальных возможностей. Отказаться от стандартной отделки можно еще на этапе строительства, воспользовавшись услугами дочернего предприятия компании - ООО "Профи ТДСК". В любом случае, услуги ТДСК обойдутся дешевле, чем потом "корячиться" самому.
Даже сейчас, когда систе-
ма полностью отлажена, генеральный директор ТДСК
Александр Шпетер уделяет этому направлению особое внимание. Несмотря на свою загруженность работой и депутатскими обязанностями, он лично присутствует на заседаниях Совета по качеству. Там рассматривают обращения потребителей, листки контроля, предписания контролирующих органов и принимают управленческие решения.
- Если нужно, вопросы качества мы рассматриваем и на экономическом, и на техническом советах, на аппаратных совещаниях, лично с исполнителями работ, - перечисляет Анастасия Ананина.
Система менеджмента качества в итоге определила такие конкурентные преимущества ТДСК, как соблюдение установленных сроков строительства и ввода в эксплуатацию жилья готовым "под ключ" с очень приличным качеством, а также репутация надежного и добропорядочного застройщика.