Не секрет, что с местами для машин в Томске непросто: в дневное время переполнены парковки в центре, по вечерам люди с трудом подходят к своим подъездам - дворовые площадки заставлены автомобилями. ГИБДД в ходе специальных рейдов выявляет сотни нарушений правил парковки. Изменится ли эта ситуация в ближайшем будущем?
Почему мы нарушаем
- Уровень культуры водителей оставляет желать лучшего, - говорит Виктор КАРТАШОВ, старший инспектор управления ГИБДД. - Человек подъехал к магазину, вышел, дверью хлопнул, и его не волнует, как будут парковаться другие машины или как пройдут пешеходы.
"Цена" неправильной парковки - триста рублей. Штраф поднимается до пяти тысяч рублей в случае, если автомобиль занял одно из мест, предназначенных под специальные парковки для инвалидов, - в последнее время они появляются в городе все чаще.
Другая причина нарушения правил - нехватка мест, особенно в старых районах города. Построенные в прошлых веках улицы не предполагали нужды в многополосном движении, а советские дворы 50-х годов - в большом количестве стоянок. Нормы градостроительства, по которым определяется в частности количество стояночных мест, остаются неизменными с 90-х годов, а по ним в жилых домах предполагается 25 автомобилей на тысячу жителей.
Машины на пятом этаже
Несколько лет назад устаревшие нормы были увеличены постановлением мэра в 1,5 раза. А в современные большие проекты, такие как строительство новых микрорайонов или крупных торговых центров, теперь изначально закладывается достаточное количество мест для стоянок автомобилей. Сегодня в Томске разрабатывается программа "Народный гараж", подразумевающая размещение частного транспорта по современным нормам.
По словам Дмитрия АССОНОВА, заместителя начальника Департамента архитектуры и градостроительства Томска, легкие, крытые металлические каркасы в 5-6 этажей представляют собой наиболее рациональное использование земли.
- Уже понятно, что сегодня занимать одноэтажными старыми гаражами десятую часть города - непозволительная роскошь. Поэтому сейчас мы отрабатываем оптимальные строительные решения для многоуровневых парковочных комплексов: пять площадок города уже готовы к застройке, еще 17 рассматриваются. А главное - ищем организации, которые бы взяли на себя строительство этих объектов и их дальнейшее содержание.
Другие варианты
Второе направление программы - достаточное количество платных открытых стоянок: строятся новые, а те, что уже есть, приобретают цивилизованный вид. Все они должны быть заасфальтированы, обеспечены нормальным ограждением и охраной - чтобы человек, оставляющий здесь машину, мог быть уверен в ее безопасности.
Расширяются и так называемые "гостевые" стоянки - привычные места для автомобилей во дворах жилых районов. Здесь администрации Томска приходится лавировать между требованиями автомобилистов и упреками обычных жителей: увеличить площадь для парковок, оставив по возможности дворовые площадки и часть газона.
Отдельное слово - старые гаражи, которым власти города объявили беспощадную войну: занимают слишком много места и уродуют городской пейзаж. Они будут снесены, а владельцам предложат "переселить" любимые и проверенные временем сооружения в "города гаражей" - специальные огороженные площадки на некотором расстоянии от жилья. Подобный гаражный комплекс на 150-200 мест появился уже пересечении улиц Бела Куна и Мичурина.
Первые ощутимые результаты ожидаются уже к концу этого года. К этому времени будет разработана специальная карта парковок Томска, а владельцам автомобилей станет, возможно, чуть просторнее на улицах.