"Друг" человека или "нелегал"?

   
   

Приют "Добрые руки" возник из жалости к "собакам бездомным, безродным, одиноким". Он существует уже семь лет на грани чуда - на личные деньги его учредителей и пожертвования благотворителей. Приют не раз пытались закрыть разные надзорные органы, а некие молодчики грозились даже перестрелять всех собак. Были опасения, что приют могут поджечь, что означало бы неминуемую гибель сотен животных, запертых в вольерах. Вот и снова разнесся слух, что приют выселяют, так как земля под ним продана.

Почему же умному и культурному городу не нужен приют для несчастных животных, почему у нас четвероногих бедолаг нещадно истребляют? Какие существует гуманные способы контроля поголовья "друзей человека"? Об этом мы беседуем с заместителем директора фонда "Добрые руки" Верой Зыковой.

Подаяния - чудо и радость

- Вера Александровна, с чего начинался приют?

- В 2004 году нам передали в бессрочное безвозмездное пользование старую ферму близ села Новомихайловка. Она была в запущенном состоянии. Мы ее почистили, огородили, сделали вольеры, натаскали сена, завезли собак. Поставили печи, чтобы варить животным еду. Позже провели электричество, но воды там до сих пор нет - она привозная и дорогая. Сегодня в приюте обитают почти шестьсот собак.

Их не только кормят, но и вакцинируют. Инфекционных вспышек, массового падежа у нас не бывает, потому что за здоровьем постояльцев следит ветеринар, а уходом занимаются еще семь человек. Все эти годы фонд выполняет функции городского приюта, но муниципалитет нас совсем не финансирует.

- На какие же деньги кормите и лечите собак?

- Летом проблем с пищей нет - многие предприятия торговли отдают нам просроченную продукцию - кур, рыбу. Зимой наши питомцы тоже не голодают. Но каких усилий мне это стоит! Три раза в неделю нанимаю "Газель", объезжаю все точки, сама таскаю продукты, закидываю их в машину. Хорошо, шофер - добрый мужчина, мне помогает. Отвозим съестные припасы в приют...

Каждый такой рейс обходится минимум в полторы тысячи рублей. А надо еще крупу купить, опилки для подстилки, цепи, ошейники... В месяц на приют требуется не менее 80 тысяч рублей. Эти деньги каждый раз наскребаю с трудом: где свою зарплату вложу, где в долги залезу, где предприниматели помогут, где томичи пожертвуют. Милосердные люди, которых волнует судьба дворняг, приносят мне конверты с деньгами, бросают их в почтовый ящик. Для меня эти подаяния - нежданное чудо и радость.

Не губите безобидных щенков!

- А как животные попадают в приют?

- Отловом занимаются работники Спецавтохозяйства. При этом, на наш взгляд, действуют антигуманно. И нередко отлов превращается в истребление. Препарат "аделин-супер", которым заряжены дротики, вызывает удушье, и длительную агонию нередко с ужасом наблюдают случайные прохожие. Нам в этом году передали 44 собаки, а истреблено значительно больше.

Отстрел - это еще и дорогостоящая для городского бюджета статья. За каждую убитую и утилизированную собаку Спецавтохозяйству выделяется 469 рублей. Сто с лишним рублей им выдается на содержание одного животного в день. Но мы этих денег не видим...

- Но ведь, согласитесь, есть и злые собаки, которые нападают на людей?

- Отстрел - не только варварская с этической точки зрения, но еще и совершенно бессмысленная мера. Природа не терпит пустоты - животные начинают активно размножаться. Их популяция в городе восстанавливается.

Не отрицаю, служба отлова должна быть в городском хозяйстве. Но реагировать она должна только в том случае, если животные агрессивны и потенциально опасны для людей. Хотя бродячие собаки кусают прохожих гораздо реже, чем домашние.

На ярмарку -

за хозяином

- А какие меры гуманного регулирования численности животных предлагаете вы?

- Единственный эффективный способ - стерилизация. Это мы и осуществляем совместно с сельскохозяйственным институтом (спасибо ректору Александру Эрдниеву). За два года студенты ветеринарного факультета прооперировали почти всех питомцев нашего приюта. Деньги на учебную практику выделил спонсор - купил операционный стол, клетки для перевозки, медикаменты, сухой корм.

Всех стерилизованных животных мы оставляем в приюте. Но если эту процедуру сделать массовой, собак можно будет выпускать в прежнюю среду обитания, передавать в зоозащитные организации, чтобы они искали им хозяев, устраивать выставки-ярмарки, даже отправлять на север - на зимовья, на месторождения в качестве сторожевых псов. Есть много цивилизованных способов решения проблемы бездомных животных.

- По слухам, "Добрые руки" снова выдворяют. У вас есть какое-нибудь новое место на примете?

- Приют хотели перенести в Сухоречье за 60 км от Томска, но ездить туда очень неудобно и накладно. У нас возникла другая идея - построить агропарк недалеко от города. Нашелся великодушный человек, готовый отдать под него свою частную землю. Есть и люди, заинтересованные в том, чтобы создать на этом участке многофункциональный комплекс. Планируется, что там будут племенные хозяйства, учебно-исследовательская база для студентов, выставочно-демонстрационный павильон, дрессировочные площадки, гостиница для временного пребывания домашних питомцев. Там же разместится и приют на тысячу мест. Кругом нетронутый лес, это чудесно - мне всегда хотелось, чтобы животные жили на природе.

- Не утопия ли этот агроцентр? Наверняка он стоит немалых денег?

- Такого агроцентра, как мы задумали, нет еще в нашей стране. На его строительство требуется 50 млн рублей, расходы готов взять на себя бизнес. Но важна и добрая воля местной власти. Если удастся комплекс создать, он станет гордостью нашего региона, и счастливым решением наболевшей проблемы безнадзорных животных.

Смотрите также: