Мир стал шире

   
   

Традиции бойцов томских студенческих отрядов, бывших лучшими в СССР в шестидесятые - семидесятые годы прошлого века, нынче успешно продолжает новое поколение молодых томичей. Первым в соревновании тридцати отрядов, работавших на нескольких крупных объектах олимпийского Сочи, был назван томский областной отряд студентов "Регион-70". На днях он вернулся в Томск. Мы встретились с командиром отряда, третьекурсником Энергетического института Томского политехнического университета Антоном Белицером.

Не уронить имидж Томска

- Антон, понятно, что перспектива поехать в составе отряда на юг, к морю влекла многих студентов. Но работа

то предстояла тяжелая, не фрукты-ягоды собирать, хо-

тя даже те под палящим солнцем сладкими не кажутся...

- И областной штаб и те, кто выразил желание ехать, понимали, что мы будем иметь дело с бетоном, металлом, землей... Всех нас с мая почти два месяца готовили на томских стройках, где мы трудились рядом с профессионалами. Легче было ребятам из строительного университета, они каждый год на практиках "вкалывают", знакомятся с техникой. Другим - политехникам, студентам медуниверситета, педуниверситета - конечно, тяжелей пришлось. Но ничего, набрались навыков, получили удостоверения. Я, например, удостоверение бетонщика. При отборе в отряд учитывалась и контактность, и успеваемость, и творческие способности - умение играть на каком-нибудь инструменте, петь, плясать. Областной штаб по итогам этой практики отобрал двадцать два бойца, потом на собрании отряда выбрали командира, комиссара. Ребята мне доверили быть командиром, хотя с большинством я раньше, до практики на стройках знаком не был. Комиссаром стал Денис Волков. После этого штаб проводил с нами специальные тренинги "по сплачиванию" - о традициях томских ССО рассказывали, советовали, как поступать в разных ситуациях.

- Пригодилось?

- Да. Понимаете, ребята идут в стройотряд с разными мотивами. Одни просто заработать. Они в деле надежные, их уговаривать что-то сделать не нужно, можно доверять самую ответственную работу. Другие едут за романтикой, за новыми впечатлениями, друзьями, хорошими воспоминаниями... Например, у нашего бойца Сергея Шевченко родители познакомились в строй-

отряде, мама была комиссаром. Сергей нам много интересного рассказывал из того, что слышал от родителей. Кто-то из бойцов хотел на лето сменить обстановку. Да я и сам никогда раньше не был на юге, а побывав там, почувствовал, что мой мир стал шире... Романтики тоже работать умеют, но чтобы они не заскучали, нужно им организовать интересную отрядную жизнь. Тут, понятно, главная надежда была на комиссара, чтобы все таланты заметил и реализовал. В нашем отряде никто не заскучал. Эдуард Колпашников обучил весь отряд простейшим элементам степа, я поставил танец в стиле брейк-данса, Данила Михайлов задавал ритм на барабане, играл на гитаре, на баяне... В итоге и себя веселили, и наше отрядное шоу победило в творческом конкурсе.

- Со "сплочением" понятно. Ну а что за работу вам доверили?

- Сложнейший объект - на строительстве Адлерской тепловой электростанции. Надо было залить одиннадцать фундаментов под трансформаторы и поставить сеть противопожарных десятиметровых перегородок. Очень большие объемы бетонных работ и вязки арматуры, включая, конечно, разбивку местности под фундаменты, подготовку самих котлованов под заливку, постановку опалубки. Нас наняла по договору подряда московская компания ТЭК "Мосэнерго", назначила своего прораба.

Работали шесть дней в неделю, в две смены. Первая - с семи утра до трех часов дня, вторая с трех до одиннадцати вечера. Через неделю смены менялись. Организация работ была очень четкая - все материалы компанией доставлялись вовремя, был жесткий контроль качества. Но, честно говоря, и мы подстраховались, смены проверяли качество друг у друга. Чтобы не уронить имидж Томска. Когда мы закончили работу, руководство компании пригласило наш отряд приехать поработать на их стройках в Москве следующим летом.

Премьер обещал: работы всем хватит

- В выходные дни вы бывали в городе, на море, разговаривали с местными жителями. Как сочинцы к вам относились, правда ли, что недовольны строительством олимпийских объектов? Насколько ваше прямое ощущение от строительства отличалось от виденного прежде по телевизору?

- Я не представлял, что могут быть такие гигантские масштабы строительства, особенно когда стоишь на большой ледовой арене. Впечатляют и новые технологии, механизмы на стройке. А про местных жителей... Многие очень удивлялись, узнав, что мы из Сибири, сочувствовали. Как будто мы не в одной стране живем и они по телевизору не видели, что у нас здесь города, а не землянки в лесу. По отношению к Олимпиаде - есть разделение, не знаю уж в каких процентах. Одни гордятся тем, что вошли в мировую историю, что в их городе будет Олимпиада. Другие недовольны шумом строительства, боятся за экологию. Но ведь когда все построят, у них жизнь будет лучше. Об этом, кстати, говорил на встрече с нами, командирами студенческих отрядов, Владимир Владимирович Путин. Рассказал, что в Сочи современные очистные сооружения построят, которых прежде не было, какие дороги проложат, не будет перебоев с электроэнергией...

- А командиры о чем спрашивали премьера?

- Больше всего вопросов было о том, найдется ли стройотрядам интересная, крупная работа в последующие годы. Путин сказал, что, во-первых, на олимпийских объектах нам будет еще работы года на полтора, а кроме того, в стране строятся атомные и тепловые электростанции, где студентам тоже найдется дело. Пообещал разобраться с оплатой дороги - в отличие от нас некоторым отрядам пришлось добираться до Сочи за свой счет. Спрашивал, как нас кормят, нормально ли устроены с жильем...

- За работу вам хорошо заплатили?

- В среднем вышло по 47 тысяч на человека. Это при том, что питание и проживание в пансионате было за счет принимающей стороны.

Смотрите также: