Томская художница получила благословение церкви на вышивку настоящих икон и плащаницы Божьей матери.
Галина Карнаухова, мастер прикладного творчества, много лет профессионально занималась вышивкой, создавала интересные панно. Однажды художница почувствовала непреодолимое желание создать не простую картину, а икону.
- Это было такое необъяснимое чувство, - вспоминает Галина Ивановна. - Что-то на меня нашло прямо. Как-то зашла к знакомому товарищу и увидела у него церковный календарь с иконами. Одна из них меня просто потрясла, я захотела ее вышить. Она у меня почти все время перед глазами стояла. Я ночью вставала и карандашом рисовала лик иконы, прежде со мной такого никогда не было.
Работаю только по благословению
Как раз незадолго до этого Галина Карнаухова прошла обряд крещения. Верующей она была и прежде, ходила, как все, в храм, но, оказывается, когда ее в детстве крестили, не был произведен полный обряд. И тогда она обратилась к отцу Николаю из Троицкого храма.
- Буквально сразу после крещения я почувствовала невероятную слабость, - вспоминает художница. - Легла и проспала тогда ровно сутки. На следующий день мне отец Николай объяснил: все потому, что я приняла крещение не буднично, ради ритуала, а как подобает, по-настоящему. И что не только я сама приняла веру, но и меня там, наверху, приняли. Можете не верить, но после крещения у меня изменился взгляд на жизнь, на людей. Я стала более спокойной, более уравновешенной.
Когда у Галины Ивановны впервые появилось желание вышить икону, она снова пришла к отцу Николаю в Троицкий храм и получила благословение на работу. Когда икона была готова, в церкви собрался настоящий консилиум, в итоге работа мастерицы была признана священнослужителями.
- Это все очень серьезно, - говорит Галина Карнаухова. - Ведь это не картинка, не обычная вышивка. Это настоящая икона, и она должна соответствовать всем церковным канонам.
Доверили вышивать плащаницу
Первые три иконы Галины Ивановны остались в семье, у ее сыновей. Позже она стала дарить свои работы друзьям, были и официальные заказы. Теперь ее работы есть в частных руках не только в нашем городе, но и в Москве, и даже в Австралии. У художницы есть свои незыблемые правила. Перед работой она обязательно получает благословение церкви. Потом, когда икона готова, Галина Карнаухова непременно несет ее в храм освещать. И при этом должен обязательно присутствовать будущий владелец иконы. Если он не приходит, то икону художница оставляет себе. Не нарушает она эти правила даже ради близких друзей.
Узнав о работах Галины Карнауховой, священник Воскресенской церкви отец Петр предложил ей вышить плащаницу Успения Божьей матери. Плащаницу обычно вышивают монахини, редко когда такую работу церковь доверяет простым людям. Зная это, Галина Ивановна с особой ответственностью отнеслась к новой работе. Она вспоминает, что это был настоящий подвиг с ее стороны. Во-первых, впечатляют сами объемы вышивки - размер плащаницы 170 на 110 см, внутренняя икона примерно 50 на 100 см. Это очень кропотливый труд - плащаница вышивается золотыми нитями, а икона, кроме лика Божьей матери, выполнена из бисера. Большая часть работы - это именно ручной труд.
Вышивать мешали потусторонние силы
Каждый раз, садясь за вышивку, женщина обязательно зажигает свечку и все время, пока она работает, читает молитву. Если вышивает за машинкой, то включает кассеты с церковными песнопениями. В это время она не позволяет себя отвлекаться, скажем, смотреть телевизор.
- Вообще, пока я работаю, стараюсь ограничивать себя, не ем многие продукты, стараюсь соблюдать пост, - говорит художница. - Избегаю развлечений. Кстати, пока вышивала плащаницу, со мной происходили необыкновенные события. Я в основном работаю по ночам и, чтобы не будить семью, не мешать соседям, когда нужно вышивать не на руках, то сажусь за старенькую подольскую почти бесшумную машинку. И бывало примерно в три, полчетвертого ночи происходили какие-то сверхъестественные явления. Иголки без стука каким-то удивительным способом загибались, словно рыболовный крючок. Не ломались, а будто пластилиновые выворачивались. Какая-то неведомая сила не давала вышивать, и все. Говорят, что три часа - это такое нехорошее время, так вот я смогла в этом лично убедиться, без шуток.
Работа над плащаницей шла невероятно сложно, не только из-за явлений неких потусторонних сил. Просто создавать икону как обычное полотно невозможно. Для этого должен быть особый настрой, желание свыше. До праздника Успения Пресвятой Богородицы, к которому должна была быть готова плащаница, оставалось все меньше времени, а Галина Ивановна сделала лишь половину работы. Многие не верили, что она поспеет к сроку, но мастерица чувствовала: все будет так, как надо. В итоге в последние три недели она почти сутками проводила за вышивкой. Вспоминает, что не чувствовала тогда усталости, спала совсем мало, но при этом была бодра. И четко к утру 28 августа плащаница была готова. Теперь она хранится в Воскресенской церкви, и каждый год в праздник Успения, вознесения Богородицы на небеса, ее выносят и совершают с ней крестный ход вокруг храма.
- Я вместе с другими верующими прихожу на Успение, - говорит Галина Карнаухова. - И каждый раз радуюсь своей работе. Ведь меня не станет, а плащаница останется. Это очень важно, когда твоя работа остается на долгие годы.
Сейчас Галина Ивановна создает такую же плащаницу для Спасского храма в селе Коларово. С такой просьбой к ней обратился настоятель храма отец Виталий.
- Для нас это очень важная святыня, - поясняет священник. - В праздник Успения верующие могут приложиться к плащанице Богородицы. Когда я увидел, какую икону вышила Галина Ивановна для Воскресенской церкви, то подумал, что такая плащаница непременно должна быть и в нашем храме.
Плащаница Галины Карнауховой поражает своей красотой. Невооруженным взглядом видно - это не просто вышивка, в эту работу человек вложил частичку своей души, свою веру. Пока сложно говорить, когда будет закончена работа, мастерица, улыбаясь, говорит: "На все воля Божья". Но уже сейчас Галина Ивановна знает, за какую работу ей хочется взяться после плащаницы Божьей матери, - это плащаница Господня. Когда она вышивала для Воскресенской церкви, ей показали такую плащаницу, что хранится в Алексеевском монастыре. Ткань уже очень старая, нитки прямо рассыпаются на глазах. Но сам рисунок завораживает.
- Даст Бог я смогу вышить и такую красоту. Всему свое время...