Кира Чуйкова: "Почему мы не знаем своего "врага"?

   
   

Наш разговор с профессором Чуйковой немного задержался. Кира Игоревна, инфекционист с тридцатилетним стажем, по телефону консультировала врача из Стрежевого, где в критическом состоянии находился больной менингитом полуторагодовалый ребенок. Именно ситуация со вспышкой этой болезни в Томске привела меня в инфекционное отделение третьей городской больницы. У редакции были основания не доверять успокоительным официальным сообщениям...

Повторилась прошлогодняя ситуация

Сильные эпидемические вспышки менингита этим летом отмечаются во многих регионах России. Власти Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре даже перенесли из-за этого на две недели начало учебного года. В Томске также участились случаи этой опасной болезни. Но Светлана Алексеева, начальник отдела эпиднадзора ТУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, сообщила 12 сентября, что "это сезонный рост заболеваемости", что "ни в коем случае не стоит путать это понятие со вспышкой или эпидемией", а также, что "это не вызывает никаких опасений". Ее поддержала заведующая инфекционным отделением больницы N3 Галина Западаева. Но журналисты насторожились. Дело в том, что в сентябре прошлого года профессор Чуйкова, заведующая кафедрой инфекционных болезней факультета повышения квалификации СибГМУ, выступила по телевидению с сообщением о тревожном росте заболеваний гепатитом "А" и полной неготовности инфекционного отделения, где шел затяжной ремонт, принять все возрастающее количество больных. Руководители томского здравоохранения тогда обвиняли ее в том, что она "драматизирует ситуацию", создает ложное представление об "обыкновенном сезонном подъеме заболеваемости". Но вскоре вынуждены были открыть дополнительный стационар для приема больных гепатитом А. Однако было потеряно время для профилактики этого опасного, острозаразного заболевания, несколько человек умерли. Есть основания считать, что сейчас ситуация повторяется в отношении менингита...

Больной в коридоре - "санитарная норма"?

- В начале второй декады июля, - рассказывает профессор Чуйкова, - в инфекционное отделение в большом количестве начали поступать дети с острыми менингитами. Менингиты бывают нескольких видов, но в основном разделяются на бактериальные и вирусные, в зависимости от того, какой возбудитель болезни. Другое разделение - на гнойные и серозные; гнойные вызываются бактериями, серозные - вирусами и некоторыми бактериями. Этим летом в основном поступали больные с гнойными менингитами. За два с половиной месяца таких больных уже около 170. Это очень много. Для сравнения нужно отметить, что в предыдущие годы в отделение за 1 год в среднем поступало около 50 больных с менингитами. Мы надеялись, что к осени ситуация улучшится, но больных по-прежнему много. В основном это дети, но есть и взрослые. Есть случаи, когда заболевает нескольких человек в семье.

- По словам заведующей инфекционным отделением Западаевой, каждый год в отделении "организуются дополнительные места для заболевших". Откуда они у вас, я ведь помню, что и в прошлом году мест не хватало? По словам Западаевой, это мероприятие "не нарушает никаких правил, соблюдаются все санитарные нормы". Я же вижу, что в инфекционном отделении больные лежат в коридоре - это санитарные нормы?

- Что вы, какие нормы, какие дополнительные места... Мест катастрофически не хватает. Первоначально в отделении было 100 коек, но в последние годы их число постоянно сокращают. Сейчас отделение рассчитано на 80 коек, а из-за ремонта мы имеем только 60. Вялотекущий ремонт длится с апреля прошлого года. В первую очередь в 3-й горбольнице ремонтировали другие отделения и поликлинику, а инфекционное - отодвигали. Казалось бы - урологические, пульмонологические отделения есть и в других стационарах города, а специализированное инфекционное только здесь, и его надо ремонтировать в первую очередь. Но все наоборот. В результате сейчас у нас на 102 больных только 60 мест в палатах. Вы видели - дети лежат в коридоре! Сейчас еще на кроватях, а было - на носилках, почти что на полу. Ставили также две тумбочки, на них деревянный щит, на этот щит укладывали больного ребенка. Это нарушение всех принципов лечения инфекционных больных - недопустимо, чтобы инфекционный больной лежал не в палате, а в коридоре, тем более с воздушно-капельной инфекцией. Возникает риск внутрибольничного заражения. Грубо нарушаются все приказы по организации медпомощи инфекционным больным в стационаре. А следить за выполнением этих приказов обязаны эпидемиологи. В случае нехватки мест должен быть организован дополнительный стационар.

"У нас нет действующей лаборатории"

- Дезинформация понятна. Ведь если сказать правду, значит признать, что плохо работали, не в курсе дела... Но давайте вернемся к болезни. Лечение менингита сложное? Вообще болезнь поддается лечению?

- Да, если вовремя обращаются. Врачи инфекционного отделения 3-й горбольницы работают хорошо, буквально спасают больных. Но, чтобы сразу правильно лечить, врач должен знать "врага" - возбудителя болезни - который определяется исследованием мазка из зева или спинномозговой жидкости и крови. А самое страшное, что на сегодняшний день мы не можем выявить этого "врага". Положительные "посевы" на менингококк, в случаях гнойных менингитов, получены только у 21 пациента, на стафилококк - у 24, не уточненных - 82. Из серозных менингитов стафилококковых 2, стрептококковых тоже 2, а не уточненных 34. То есть у более чем 100 человек не уточнен возбудитель болезни! Конечно, это сильно затрудняет лечение и, что особенно важно, профилактику заболевания.

- Я, наверное, опять удивлю вас: судя по пресс-релизу санврачей "серозных менингитов в Томске не зафиксировано"... Но снова к теме. Так трудно определить возбудителя?

- Да, все дело в том, что у нас нет нормальной бактериологической лаборатории. Ее несколько лет ремонтировали, а теперь ее оснащают. А при менингите анализ делать надо очень быстро, чтобы исследуемая субстанция не охладилась. Без лаборатории в самом отделении это проблематично, приходится везти пробирки в лабораторию больницы на Московском тракте. А больных нередко привозят по "скорой" ночью.

- Кира Игоревна, возвращаясь к не уточненным возбудителям, к причинам вспышки... Все-таки, основываясь на вашем многолетнем опыте, у вас есть какие-то предположения? Может быть, вода где-то пошла некачественная? И наконец, на что надо обращать внимание родителям, воспитателям детских садов, чтобы не пропустить возникновения менингита?

- Нет, не думаю, что дело в воде. Распространение заболеваний идет скорее воздушно-капельным путем. Первые симптомы менингита - подъем температуры, жалобы на сильную головную боль и затем рвота. Эти три признака очень подозрительны, надо вызывать "скорую". Преобладают гнойные менингиты, что характерно для менингококковой инфекции, но у больных отсутствует типичная для этого заболевания сыпь. Тут надо разбираться ... С целью профилактики я не советовала бы родителям какое-то время водить детей на развлекательные мероприятия, где много народа, возить малышей в маршрутках, водить в магазины. Необходимо чаще проветривать классные и детсадовские помещения, делать влажную уборку, облучать УФО.

- Как долго длится лечение?

- По-хорошему, на лечение требуется месяц. Но в рамках ОМС запланировано три недели. А иногда родители, под расписку, забирают ребенка и через две. Такие дети не совсем здоровы и могут быть носителями инфекции и заражать окружающих.

Смотрите также: