Даже прикованный к инвалидной коляске малыш может достичь успехов на беговой дорожке, потому что вместе с ним в соревновании участвует мама. Победа у них одна на двоих.
Избавиться от комплекса
Надежда П. с 13-летним сыном Никитой в реабилитационный центр "Надежда" приехали вместе. Никита, как принято сейчас называть, "особый ребенок", у него эмоциональные нарушения и нарушения общения, он боится один выйти на улицу, а в окружении играющих вокруг сверстников чаще тихо сидит в уголке. Вместе с мамой они ходят на детские праздники в дома творчества, посещают концертный зал, приезжают в реабилитационный центр "Надежда". На шестой Специальной Олимпиаде для детей и подростков с ограниченными возможностями, прошедшей здесь совсем недавно, Никита занял четвертое место в беге на сто метров. Под легкие подталкивания матери он забирает заслуженный обоими диплом, смущенно прижимает его к себе.
При 39-й школе, где учится Никита, четвертый год существует общественная организация "Двери надежды", которая объединяет родителей с ребятишками, имеющими умственные или физические отклонения. Таких общественных объединений в районах области много. Они помогают родителям избавиться от комплекса неполноценности своих детей.
- Наши дети такие, какие есть, их не нужно прятать за четырьмя стенами, они должны жить среди нас, - говорит Надежда. - Со временем люди перестанут от них шарахаться, потому что поймут, что поведение их обусловлено инвалидностью. Сейчас в районе 39-й школы их знают все кондукторы, дети могут одни ездить на занятия. Для этого нам нужно постепенно расставаться со страхом оставить ребенка одного.
Дети, как губка, впитывают все. Чувство напряженности родителя моментально перерастает в агрессию со стороны ребенка. Поэтому, советует Надежда, если идешь с ребенком, например, на концерт - будь спокоен, а если все время ждешь, что вот-вот произойдет что- то страшное, то это обязательно случится.
Многие мамы из "Дверей надежды" за эти годы не только перестроились психологически, но и сменили профессию. Они бросают работу по специальности и начинают заниматься с больными детьми. Одна, например, бывший физик-математик, набрала группу аутичных детей в школе "Пеленг" и успешно работает с ними. Теперь эта мама живет для других детей, потому знает: им и их родителям можно помочь. Мама Никиты, заведующая лабораторией в политехническом университете, год назад тоже получила вторую специальность педагога-психолога. Она знает о детях с особыми образовательными потребностями не меньше, чем любой специалист.
Стать соратниками специалистов
По нормативам на пятерых детей со сложными нарушениями в специальных учреждениях должно приходиться 8 специалистов. Сегодня рабочая неделя такого специалиста составляет от 18 до 25 часов, это где-то 2-3 часа в неделю. Но ведь все остальное время ребенок тоже должен обучаться и воспитываться взрослым. И дело даже не в том, что в любом реабилитационном учреждении не хватает штатных единиц.
- Даже высокоразвитые страны не могут обеспечить массовое применение реабилитационных технологий из-за их высокой стоимости. Поэтому забота об обеспечении детей-инвалидов общедоступными и относительно недорогими приемами реабилитации еще долгое время будет приоритетом общества, - говорит директор центра "Надежда" Галина Обносова. - Для развития ребенка влияние родителей и близких людей чрезвычайно значимо, так как они имеют с ним тесную эмоциональную связь.
Обучение - естественная часть того, что делают взрослые для своих детей каждый день, каждый час. Общаясь с ребенком, родители порой даже не осознают, что они обучают его. Сделать этот процесс более целенаправленным могут специалисты, которые помогут семье преодолеть трудности. Дело специалистов - показать возможности ребенка и научить взрослых помогать ему. Например, родителей ребенка с ДЦП научить делать массаж, который при таком заболевании необходим ежедневно.
По словам Галины Петровны, главная цель реабилитации - сделать жизнь человека нормальной. При этом родители должны четко осознать, что умственная отсталость - это не болезнь, а состояние. Поэтому окружающие должны принимать "особенного ребенка" таким, какой он есть, воспринимать его как норму. Даже такого ребенка можно научить элементарно обслуживать себя, а в дальнейшем развивать другие социальные роли. Их легче всего осваивать с родителями, а не в детском учреждении, где они создаются искусственно.
- Он с мамой или папой пошел в магазин, с мамой поехал в маршрутке. Рядом с ними он видит, какие должны быть в обществе отношения между людьми, - продолжает Обносова. - Родители должны понять, что своего ребенка приспособить к жизни с таким количеством ума, с каким он родился, они могут сами. Это не значит, что эта работа полностью перекладывается на плечи матери и отца, помощь специалистов ведь никто не отменял. Я только хочу, чтобы родители работали со специалистами сообща.
А для этого нужна трезвая, адекватная оценка родителями психофизических особенностей и способностей ребенка. Только после принятия той реальности, в которой вы оказались, можно начинать учиться жить с этим.
Принять таким, какой есть
18-летние Оксана Баранова и Паша Сидорчук приехали в "Надежду" из Кожевниково. В селе несколько лет при общественной организации "Семейный очаг" работает клуб для детей-инвалидов и их родителей "Росток". Если бы не оказались эти подростки в "Ростке", вряд ли они смогли куда-то выбраться дальше своего района, ведь оба - инвалиды. По словам волонтера "Ростка" Александра Шадрина, сопровождающего ребят в поезде в Калтай, дети очень способные, сообразительные. Паша во время занятий трудотерапией вместе с наставником даже делал гимнастические скамейки, орудуя ножовкой и коловоротом. А когда уезжал на Олимпиаду, провожающие его мама с бабушкой называли Павла "нашим спортсменом". Многим из ребят, подобным этим, врачи словно подписали приговор "необучаемые".
- Мы этот диагноз опровергли, - говорит Александр Шадрин. - Специалисты начинают с ними заниматься и видят: они уже много чего умеют, нужно только развивать. На селе все друг друга знают, там ребенка не спрячешь, поэтому у нас и дети, и родители незакомплексованные. Хочется, чтобы и сельчане перестали выделять этих детей из среды их, так сказать, нормальных сверстников. А это уже зависит от духовного развития личности, от наличия в человеке таких качеств, как доброта, милосердие, любовь. Эта беда может коснуться любой семьи, так что, всех в интернаты сдавать?
А девятилетний Влад в "Надежде" первый раз. Под дружные аплодисменты спецолимпийцев ему вручают диплом "За волю к победе". Беговую дорожку он преодолел вместе со своим педагогом Ольгой Николаевной. У Влада сложное нарушение, он абсолютно слеп, но обладает музыкальным слухом. Мальчик хорошо ориентируется в пространстве, по словам педагога, "видит телом". Поэтому и за наградой подходит самостоятельно. Мама Влада через день сменит педагога. Она уже прошла мучительный путь к принятию своей судьбы. Она любит сына и гордится его победами над недугом.
- Мы достигли цели, которые ставили, - научились самостоятельно есть, ходить в туалет, играть с другими детьми, - говорит Ольга Николаевна (свою фамилию она попросила не называть). - Я хочу сказать родителям: спросите себя, что вы должны в себе изменить, чтобы помочь своему ребенку? Только не стенайте, возвращаясь в прошлое, и не мечтайте о будущем. Ребенок живет в энергетическом поле родителя. Какой бы диагноз ему ни поставили, он чувствует, о чем вы думаете. Думайте о том, что он самый лучший.
Цифры
Сегодня в Томской области 4800 детей-инвалидов (психические и физические нарушения). В среднем за месяц в центре "Надежда" проходят реабилитацию 75 детей в возрасте до 18 лет. В год здесь бывает более 500 ребятишек со всей области.
Специальная Олимпиада - крупнейшая в мире программа круглогодичных тренировок и соревнований для детей и взрослых с задержкой умственного развития. В нашей области региональное отделение Специальной Олимпиады было создано в 2001 году. Под ее флагом занимаются легкой атлетикой, лыжными гонками, настольным теннисом, плаванием, мини-футболом, спортивной гимнастикой, баскетболом и волейболом.